Государственной жилищной инспекцией Воронежской области проведен сравнительный анализ работы ряда теплоснабжающих организаций с задолженностью граждан и управляющих организаций при осуществлении расчетов через единый расчетный центр или собственные центры организаций в отопительные периоды 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 годов.
Представленные теплоснабжающими организациями по запросам инспекции сведения показывают, что расчеты с потребителями коммунальных услуг (физическими лицами) по отоплению и горячему водоснабжению осуществляются как через единые расчетные центры (АО «ЕПСС ЖКХ ВО» и аналогичные в муниципальных районах и городских окргуах), так и через собственные расчетные центры теплоснабжающих организаций, а расчеты с управляющими организациями по договорам ресурсоснабжения - через собственные расчетные центры.
Анализ показал, что в каждый отопительный период размер задолженности перед теплоснабжающими организациями имеет стабильную тенденцию к возрастанию, но степень его увеличения различна: у некоторых организаций происходит увеличение задолженности за каждый отопительный сезон в 2-2,5 раза, у других - в 3-4 раза.
Однако в отдельных организациях динамика задолженности более стабильная, существенного роста её в отопительный период не наблюдается. При этом данные организации осуществляют расчеты преимущественно через собственные расчетные центры.
Таким образом, тенденция к возрастанию задолженности в отопительный сезон менее выражена у тех теплоснабжающих организаций, которые используют прямые расчеты как с населением, так и с управляющими организациями через собственные расчетные центры.
Самостоятельный выпуск платежных документов и прием платежей через собственные расчетные центры обеспечивают более эффективный текущий контроль за своевременностью и полнотой оплаты коммунальных услуг и ресурсов, позволяют более оперативно осуществлять меры по стабилизации и сокращению задолженности, более полно проводить разъяснительную и претензионно-исковую работу с неплательщиками.
При этом теплоснабжающие организации крайне неактивно реализуют предусмотренное действующим жилищным законодательством (часть 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации) право на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с недобросовестными управляющими организациями и переход на прямые договоры предоставления коммунальных услуг с потребителями. Также неактивно ведется претензионно-исковая работа и взыскание задолженности по уже вступившим в силу судебным актам.
Анализ представленных сведений показывает, что размер взысканной в результате претензионно-исковой работы задолженности не превышает 20-25% от её общего размера, а фактическое исполнение судебных актов - не более 20-30%. В связи с этим в периоды между отопительными сезонами существенного сокращения задолженности не наблюдается.
При этом в настоящее время полномочия инспекции в указанной сфере в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» существенно ограничены: предусмотрен запрет на проведение контрольно-надзорных мероприятий по обращениям юридических лиц, в том числе теплоснабжающих организаций по вопросам имеющейся задолженности, в связи с этим отсутствует и возможность привлечения недобросовестных управляющих организаций к административной ответственности за нарушение лицензионных требований к порядку расчета за поставленные тепло(энерго)ресурсы. Административная ответственность потребителей - физических лиц за несвоевременное внесение коммунальных платежей законодательством вообще не предусмотрена.
Также законодательство об административных правонарушениях не предусматривает административной ответственности товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных потребительских кооперативов, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также ресурсоснабжающих организаций, использующих энергоресурсы для подготовки коммунальных ресурсов (например, теплоносителя для коммунальной услуги по отоплению, горячей воды для коммунальной услуги по горячему водоснабжению), за нарушение порядка и сроков расчетов с поставленный энергоресурс.
В соответствии со статьями 1, 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экономические споры между субъектами предпринимательской деятельности рассматриваются арбитражным судом, административный порядок разрешения подобных споров не предусмотрен.
При этом подпунктом «д» пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, к грубым нарушениям лицензионных требований отнесено наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, инспекция не обладает полномочиями для установления факта наличия задолженности по договору ресурсоснабжения и её размера путем проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также для разрешения путем выдачи предписания имущественного спора о взыскании (выплате) такой задолженности.
В связи с этим для повышения эффективности работы по стабилизации и сокращения задолженности за поставленные коммунальные ресурсы теплоснабжающим организациям необходимо активнее реализовывать предусмотренный частью 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации механизм одностороннего отказа от договоров ресурсоснабжения с недобросовестными управляющими организациями и перехода на прямые договоры предоставления коммунальных услуг с потребителями - собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах.
Также следует повысить уровень претензионно-исковой работы как с недобросовестными управляющими организациями, так и с физическими лицами, уклоняющимися от своевременной и полной оплаты коммунальных услуг, обеспечить более эффективное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов для исполнения судебных актов о взыскании задолженности.