27 мая 2020г

Пандемия коронавируса заставила органы государственной власти более широко использовать цифровое взаимодействие с населением и коммерческими организациями. Однако государственная жилищная инспекция Воронежской области, следуя современным трендам, еще до эпидемии стремилась к цифровизации своей деятельности. Так, с 2017 года в инспекции полностью автоматизированы процессы рассмотрения обращений граждан, проведения контрольно-надзорных мероприятий. Это стало возможным благодаря автоматизированной информационной системе АИС ГЖИ ВО, разработанной с учетом всех особенностей деятельности ведомства и предусматривающей применение риск-ориентированного подхода при организации и проведении проверок.

Кроме того, с начала года жилищная инспекция приступила к реализации на платформе АИС ГЖИ ВО системы оперативного реагирования на обращения граждан (СОПР) посредством электронного взаимодействия инспекции и управляющих организаций. С третьей декады апреля 2020 года СОПР успешно функционирует. Воронежская область одна из немногих в России, кто реализовал подобную систему «обратной связи» как с гражданами, так и с управляющими организациями.

Как изменилась работа ГЖИ по контролю и надзору в условиях пандемии

С апреля 2020 года произошли существенные изменения в работе контрольно-надзорных органов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в 2020 году могут быть проведены только проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, если в обращении гражданина сведения о данных фактах отсутствуют, проведение внеплановой выездной или документарной проверки в 2020 году при указанных обстоятельствах невозможно.

Таким образом, своевременное создание и внедрение жилищной инспекцией системы оперативного реагирования на обращения граждан, в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации, стало единственной возможностью решить проблемы заявителей. В тоже время, позволило значительно уменьшить количество нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как работает СОПР

Инициативу инспекции о создании СОПРа поддержали десятки организаций, осуществляющие свою деятельность в сфере ЖКХ на территории области.

К настоящему времени проведены переговоры и заключены соглашения по работе в системе оперативного реагирования на обращения граждан с 78 управляющими организациями, которые управляют 60 % жилого фонда региона, из них непосредственно в СОПРе уже работают 46 управляющих организаций, в их управлении находятся 3667 МКД.  В личные кабинеты лицензиатов в считанные минуты направляются обращения, поступившие в жилищную инспекцию. В течение трех дней управляющая организация должна оперативно принять меры по устранению обозначенных заявителем проблем либо указать сроки их устранения. В качестве подтверждения инспекцией принимаются подписанные гражданами акты о выполнении работ, гарантийные письма и фотоматериалы с данными геолокации. На основании полученной информации и документов жилищный инспектор готовит заявителю ответ. При этом, существенно сократились сроки рассмотрения обращений с 30 до 10 дней. Все личные данные надежно защищены технологиями кибербезопасности, которые используются в государственных информационных системах.  

В мае 2020 года в ГЖИ Воронежской области поступило 451 обращение от граждан, больше половины заявлений интегрированы в СОПР и уже приняты управляющими организациями в работу. Всего с 20 апреля текущего года в систему направлено около 240 обращений, и только одно из них не отработано управляющей организацией в установленном соглашением порядке. В основном, обращения касаются санитарного состояния придомовых территорий и мест общего пользования внутри подъездов, неисправности лифтового оборудования, вывоза ТКО, предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества. Т.е. проблемы, которые могут быть устранены управляющей организацией в течение нескольких дней. На сегодняшний день удалось положительно решить более 160 проблем жителей г. Воронежа и области. Остальные находятся на стадии рассмотрения. Отметим, что управляющие организации региона, заключившие соглашения с инспекцией по работе в СОПРе, должным образом осуществляют электронное юридически значимое взаимодействие с использованием электронных подписей, стабильно наполняя личные кабинеты подтверждениями об устранении нарушений.

Например, ООО "УК РЭК № 22" выполнило опиловку во дворе дома № 9 по ул. Генерала Перхоровича, благодаря этому омолодились кроны трех тополей и ясеня. АО "УК Центрального района" восстановило воронку водосточной системы в доме № 4 по ул. Комиссаржевской, а ООО "ГРИН ПАРК" установило исправные светильники взамен прежних на всех этажах многоквартирного дома № 259/13 по ул. 45 Стрелковой Дивизии. 

Внедрение системы оперативного реагирования на обращения граждан позволило снизить социальное напряжение, повысило качество и скорость работы управляющих организаций, одновременно с этим привело к снижению на 20% количества жалоб в ГЖИ и административной нагрузки на бизнес.

Государственная жилищная инспекции Воронежской области совместно с департаментом цифрового развития Воронежской области продолжает работу над усовершенствованием СОПРа.

Напомним, в конце января 2020 года на заседании в правительстве области руководитель инспекции Диана Ивановна Гончарова докладывала о том, что ГЖИ приступает к реализации СОПРа. Губернатор Воронежской области Александр Викторович Гусев положительно оценил опыт работы ГЖИ по цифровизации. Он рекомендовал департаментам и управлениям обратить на него внимание.