Порядок и условия заключения прямых договоров на предоставление коммунальных услуг обсудили на совещании, организованном ГЖИ Воронежской области

26 апреля 2018, 15:44

25 апреля 2018 года состоялось расширенное совещание с управляющими организациями Воронежской области.

Временно исполняющая обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Д.И. Гончарова рассказала о том, что в середине апреля текущего года Минстрой России провел Всероссийское селекторное совещание с руководителями исполнительных органов государственной власти, курирующими вопросы ЖКХ и руководителями органов государственного жилищного надзора по вопросам перехода к новой договорной системе отношений между собственниками и РСО- «прямые договоры». Изменения жилищного законодательства требуют активной информационно-разъяснительной работы, поэтому на совещании присутствовали не только представители управляющих компаний и крупных ТСЖ г. Воронежа, но и ресурсоснабжающих организаций, департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области, управления ЖКХ администрации городского округа г. Воронеж, прокуратуры и общественных организаций.  

Начальник отдела надзора за начислением платы за коммунальные услуги и установлением нормативов Е.В. Ковешникова рассказала участникам о том, что Федеральный закон от 03.04.2018 № 59 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации» установил новый формат взаимоотношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.

Закон предоставляет возможность заключения «прямых договоров» предоставления коммунальных услуг непосредственно между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией. Это договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения.

Согласно жилищному законодательству «прямые договоры» могут заключаться в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений либо одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора с управляющей организацией.

Основания для одностороннего отказа от исполнения договора возникают, если у управляющей организации образовалась задолженность перед поставщиком ресурсов в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения. Такая задолженность должна быть признана самой управляющей организацией либо подтверждена судом.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора РСО обязана направить уведомление в адрес управляющей организации и в государственную жилищную инспекцию Воронежской области. Также проинформировать об этом собственников помещений в многоквартирном доме, разместив объявления в общедоступных местах, в печатных изданиях, на официальном сайте РСО и в ГИС ЖКХ.

По истечении 30 дней с момента направления уведомления договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами для предоставления коммунальных услуг, но продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества.

У управляющей организации после заключения собственниками «прямых договоров» с РСО по-прежнему остается ряд обязанностей: обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций в доме, осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.

Управляющая организация остается «единым окном» для обращений граждан о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг, а также нарушениях при расчете размера платы за них. При этом рассмотрение обращений и устранение выявленных нарушений осуществляется совместно управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

Е.В. Ковешникова отметила, что ГЖИ Воронежской области постоянно будет проводить мониторинг процесса перехода на «прямые договоры» на территории региона и ежемесячно информировать Минстрой России. При выявлении фактов начисления платы за коммунальные услуги управляющими организациями платежных документов уже после состоявшегося перехода на «прямые договоры», инспекция незамедлительно уведомит об этом правоохранительные органы.

Заместитель руководителя инспекции – начальник отдела надзора за содержанием многоквартирных домов А.А. Минаков отметил, что основная часть изменений в правилах осуществления деятельности управляющих организаций, предусмотренных   постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 № 331, вступила в силу в начале апреля 2018 года.

Установлено, что управляющая организация, предлагая собственникам провести общее собрание по вопросу определения размера платы за содержание жилого помещения, должна разместить данное предложение на досках объявлений во всех подъездах многоквартирного дома за 30 дней до собрания.

Предложение управляющей организации о размере платы должно содержать: 1) расчет (смету); 2) обоснование размера платы; 3) в случае превышения предлагаемого размера платы размера платы за содержание жилого помещения для собственников, которые не приняли решение о выборе способа, установленного органом местного самоуправления обоснование такого превышения, с детализацией размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг, указанием периодичности их выполнения.

Кроме того, с апреля текущего года управляющая организация должна дублировать   уведомления потребителям коммунальных услуг направлением с использованием системы ГИС ЖКХ.

Изменения также коснулись порядка работы аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций, однако в этой части изменения вступят в силу только с 1 марта 2019 года.

Регламентировано время дозвона в службу – 5 минут. Службы должны оснащаться функциями «обратный вызов» или «автоответчик». Поскольку аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно, вызов аварийно-диспетчерской службы может производиться и в ночное время. Установлены предельные сроки локализации аварий – 30 минут, устранения засоров в течение двух часов с момента регистрации заявки, а на ликвидацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем отводится не более трёх суток. Установлены требования к персоналу аварийно-диспетчерских служб, устраняющему аварии в многоквартирных домах.

А.А. Минаков отметил, что серьезный блок изменений касается организации взаимодействия управляющих компаний и собственников. Если лицензиат обслуживает дома в разных районах города, то в каждом из них должен быть действующий офис для предоставления оперативных ответов на поступающие вопросы и оказания любой другой помощи жителю по возникающему у него вопросу, связанному с управлением многоквартирным домом. Личный прием в офисе должен проводиться руководителем или заместителем управляющей организации не реже 1 раза в месяц.

Установлен максимальный срок рассмотрения управляющими организациями запросов и обращений граждан. В зависимости от запрашиваемой информации ответ должен быть направлен заявителю в срок от 1 до 30 календарных дней с момента регистрации обращения.    

Об ужесточении лицензионного контроля участников совещания проинформировала начальник отдела лицензирования и ведения реестров Ю.А. Зорина. На территории Воронежской области уже внедрена такая мера наказания как исключение из реестра лицензий сведений о МКД. Так, в феврале 2018 года на основании вступившего в законную силу решения суда о признании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным, инспекцией внесены изменения в реестр лицензий области и МКД № 55 по ул. Моисеева г. Воронежа исключен из перечня МКД под управлением АО «УК Ленинского района». Также сейчас инспекцией проводятся мероприятия по дому № 54 по ул. Кольцовская г. Воронежа.

Кроме того, в случае, если в течение 12 месяцев судом три и более раза было назначено наказание за воспрепятствование законной деятельности по проведению проверок. В таких случаях судом устанавливается наказание по статье ст. 19.4.1 КоАП РФ. В декабре 2017 года ООО «Зафира» неоднократно не предоставила на запрос инспектора документы и сведения, необходимые для проведения внеплановой документарной проверки по вопросам правомерности начислений за жилищно-коммунальные услуги, что повлекло невозможность завершения проверки по дому № 11 ул. Ржевская г. Воронежа.

По материалам инспекции мировым судьей вынесено четыре постановления о привлечении ООО «Зафира» и директора ООО «Зафира» к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).  В этой связи и на основании новых положений ЖК РФ, 13 апреля 2018 инспекций вынесено решение об исключении из реестра лицензий Воронежской области сведений об управлении ООО «Зафира» многоквартирным домом № 11 по ул. Ржевской г. Воронежа. Информация была направлена в администрацию г. Воронежа для проведения конкурса.