Часто задаваемые вопросы

  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ЗАЯВЛЕНИЯ В ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА

    При составлении обращения в правой верхней части листа в обязательном порядке указываются наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение, фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, его почтовый адрес и контактные данные.

     

    Заявление пишется в произвольной форме с описанием сути возникшей проблемы.

     

    В конце заявления ставятся личная подпись и дата. Если заявление коллективное, его подписывают все собственники квартир.

     

    Рекомендуем приложить копии предыдущих заявлений, направленных в УК; письменные ответы УК; заявления, направленные в другие инстанции (Прокуратуру, Роспостребнадзор и т.п.); при наличии ответов от других инстанций – их копии; другие документы (акты, договора и т.д.). Предоставленные документы позволят инспекторам более оперативно рассматривать обращение.

     

     

    Обращаем внимание! Не принимается к рассмотрению обращение, если:

     

    - в нем содержится нецензурная лексика, оскорбительные выражения;

     

    - текст написан с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, не разбит на предложения;

     

    - указан неполный или недостоверный почтовый адрес;

     

    - обращение адресовано не в государственную жилищную инспекцию области;

     

    - обращение не содержит конкретных просьб, жалоб, предложений;

     

    - текст не поддается прочтению.

     

     

    Обращаем внимание, что все электронные письма рассматриваются специалистами госжилинспекции. Переписка по электронной почте не ведется. Информация о персональных данных авторов заявлений, направленных в форме электронного документа, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

     

    В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения и заявления, направленные заявителем в электронной форме могут служить основанием для проведения инспекцией внеплановых проверок только в том случае, если они были направлены заявителем с использованием государственной информационной системы жилищно – коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) в сети Интернет (https: //dom.gosuslugi.ru).

  • ПО КАКИМ ВОПРОСАМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА

    Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 44)

    Формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 44.1)

    Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 45)

    Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 48)

    Создание и деятельность товарищества собственников жилья

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 135-152)

    Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 153)

    Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 154)

    Размер платы за жилое помещение

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 156)

    Размер платы за коммунальные услуги

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 157)

    Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 161)

    Договор управления многоквартирным домом

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 162)

    Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 166)

    Контроль за формированием фонда капитального ремонта

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 172)

    Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 192)

    Лицензионные требования к деятельности по управлению многоквартирными домами

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 193)

    Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 194)

    Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 198)

    Осуществление лицензионного контроля

    Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 196)

    Соблюдение обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре»

    Соблюдение обязательных требований к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре»

    Соблюдение обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Жилищный кодекс Российской Федерации (глава 4)

    Соблюдение обязательных требований к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Жилищный кодекс Российской Федерации (глава 4)

    Соблюдение обязательных требований к управлению многоквартирными домами

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Жилищный кодекс Российской Федерации (глава 4)

    Соблюдение обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Жилищный кодекс Российской Федерации (глава 4)

    Соблюдение обязательных требований к раскрытию информации юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Жилищный кодекс Российской Федерации (глава 4)

    Соблюдение обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Жилищный кодекс Российской Федерации (глава 4)

    Соблюдение обязательных требований к обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов

    Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», Жилищный кодекс Российской Федерации (глава 4)

     

     

     

  • ПОРЯДОК И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

    Обращения, поступающие в государственную жилищную инспекцию рассматриваются в течение 30 дней со дня  регистрации

     

    Если обращение гражданина содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа государственного жилищного надзора (контроля), то оно направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий государственной орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения.

     

    Если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы.

     

    Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

     

    Письменное обращение, поступившее в государственную жилищную инспекцию, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

     

    В исключительных случаях, а также в случае необходимости направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней. В этом случае гражданин уведомвляется о продлении срока. 

     

    Государственный орган при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

     

    Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

     

     

    Рассмотрение обращений граждан, в том числе поступивших на личном приеме, осуществляется государственной жилищной инспекцией Воронежской области в соответствии с:

     

    - Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

     

    - законом Воронежской области от 19.10.2009 № 125-ОЗ «О дополнительных гарантиях права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 08.10.2009);

     

    - инструкцией по делопроизводству в правительстве Воронежской области, исполнительных органах государственной власти Воронежской области (утверждена указом губернатора Воронежской области от 11.11.2013 № 416-у (в ред. указа губернатора Воронежской области от 24.03.2014 № 108-у);

     

    - постановлением правительства Воронежской области от 13.05.2009 № 386 «Об общественных приемных губернатора Воронежской области в муниципальных образованиях Воронежской области». 

     

     

    Обращаем внимание, что все электронные письма рассматриваются специалистами госжилинспекции. Переписка по электронной почте не ведется. Информация о персональных данных авторов заявлений, направленных в форме электронного документа, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

     

    В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», обращения и заявления, направленные заявителем в электронной форме могут служить основанием для проведения инспекцией внеплановых проверок только в том случае, если они были направлены заявителем с использованием государственной информационной системы жилищно – коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) в сети Интернет (https: //dom.gosuslugi.ru).

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: С какого момента возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах – новостройках ?

    В соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

     

    Следует отметить, что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 158 ЖК РФ). Таким образом, требования по оплате взноса за весь период его уплаты предъявляются к лицу, имеющему право собственности в текущий момент.

     
  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Мы живем в новом доме, капитальный ремонт нам не нужен. Зачем нас включили в региональную программу, и заставляют платить взносы на капитальный ремонт?

    В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. 

     

    В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. 

     

    Согласно статьи 168 Жилищного кодекса РФ в региональную программу капитального ремонта, рассчитанную на 30 лет, включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории региона, за исключением признанных в установленном порядке аварийными. Сроки наступления обязанности уплачивать взносы на капремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капремонта, не дифференцированы в зависимости от года ввода в эксплуатацию и определяются части 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ: обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта, по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Воронежской области в 2014-2044 годах была официально опубликована 17 марта 2014 года. Таким образом, данная обязанность у собственников помещений в МКД, включенных в региональную программу, наступила в декабре 2014 года. 

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Чем, по сути, строка "капитальный ремонт" отличается от платы за "ремонт и содержание жилья"?

    Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. 

     

    Под капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме подразумевается замена или восстановление отдельных частей или целых конструкций многоквартирного дома, его инженерно-технического оборудования в связи с физическим износом и разрушением.  

     

    Для каждого конструктивного элемента многоквартирного дома нормативно-правовыми актами определены межремонтные сроки. В соответствии с Жилищным кодексом РФ капитальный ремонт должен быть проведен в каждом многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта не позднее сроков, определенных региональной программой капремонта, и финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного собственниками помещений в данном МКД в т.ч. путем уплаты обязательных ежемесячных взносов на капремонт, а также за счет средств господдержки. 

     

    Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения – это плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация указываются в договоре управления многоквартирным домом. 

     

    «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170) определяют текущий ремонт здания как комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Содержание общего имущества в многоквартирном доме – это комплекс работ по техническому обслуживанию, уборке, диагностике, испытаниям и обследованиям многоквартирного дома и техническому надзору за его состоянием. Рекомендуемые (типовые) перечни работ по содержанию и текущему ремонту приведены в указанных «Правилах и нормах».

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Какие способы формирования фонда капитального ремонта законодательно определены? Кто может быть владельцем специального счета?

    Статьей 170 Жилищного кодекса РФ предусмотрено 2 способа формирования фонда капитального ремонта:

     

    1. на специальном счете;

     

    2. на счете регионального оператора.

     

    Владельцем специального счета в соответствии со статьей 175 Жилищного кодекса РФ может быть:

     

    1. товарищество собственников жилья;

     

    2. жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющий управление многоквартирным домом;

     

    3. региональный оператор;

     

    4. управляющая организация.

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Какие виды работ по капитальному ремонту выполняются за счет фонда капитального ремонта?

    Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ  и Закона Воронежской области от 08.07.2013 N 106-ОЗ "Об установлении порядка подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований к ней, а также критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области" перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

     

    1. ремонт и утепление фасада;

     

    2. инструментальное обследование;

     

    3. проведение строительного контроля;

     

    4. ремонт фундамента многоквартирного дома;

     

    5. капитальный ремонт системы мусороудаления;

     

    6. разработка проектной, сметной, технической документации;

     

    7. установка (ремонт) пандусов для маломобильных групп населения;

     

    8. ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

     

    9. капитальный ремонт выходов из подъездов здания (крыльца), из подвалов и цокольных этажей;

     

    10. ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

     

    11. ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

     

    12. ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;

     

    13. капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем вентиляции и дымоудаления; ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и дымоудаления.

     

    14. капитальный ремонт элементов благоустройства (отмостки здания, детские, спортивные (кроме стадионов) площадки) в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

     

    15. усиление несущих и ненесущих строительных конструкций, включая несущие и ненесущие стены, плиты перекрытий, несущие колонны, промежуточные и поэтажные лестничные площадки, лестничные марши, ступени, косоуры;

     

    16. установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

     

    17. капитальный ремонт иных объектов, предназначенных для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Существуют ли меры социальной поддержки по оплате взносов на капитальный ремонт?

    Законом Воронежской области № 09-ОЗ от 02.03.2016 «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан в Воронежской области» установлена дополнительная мера социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также условия предоставления указанной дополнительной меры социальной поддержки.

     

    В частности, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного в Воронежской области, предоставляется гражданам ежемесячно в следующих размерах:

     

    – одиноко проживающим неработающим собственникам жилого помещения, достигшим возраста семидесяти лет, – 50 процентов, одиноко проживающим неработающим собственникам жилого помещения, достигшим возврата восьмидесяти лет – 100 процентов;

     

    – проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, – 50 процентов, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет – 100 процентов.

     

    Вышеуказанная компенсация предоставляется гражданам при условии своевременной и полной уплаты взносов на капитальный ремонт.

     

    При наличии у гражданина в собственности нескольких жилых помещений в многоквартирных домах компенсация предоставляется в отношении одного из таких жилых помещений, расположенных на территории Воронежской области, по выбору гражданина.

     

    Если гражданин имеет право одновременно на компенсацию по настоящему Закону Воронежской области и на меры социальной поддержки по другому нормативному правовому акту, ему предоставляется либо компенсация по настоящему Закону Воронежской области, либо меры социальной поддержки по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина. 

     

    Порядок предоставления компенсации определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения. Финансирование расходов на предоставление компенсации осуществляется за счет средств областного бюджета. Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года, и действует по 31 декабря 2016 года и утрачивает силу с 1 января 2017 года.

     

    По всем вопросам, связанным с компенсацией расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, необходимо обращаться в орган социальной защиты по месту жительства.

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: С какого момента вводится обязательная плата за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома?

    Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ).

     
  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Кто осуществляет контроль за работами по капитальному ремонту в доме, у которого открыт специальный счет?

    Согласно действующему законодательству, ответственность за организацию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, ненадлежащее качество проведенного подрядными организациями ремонта, несут собственники помещений, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

     

    Собственники помещений также самостоятельно занимаются контролем за выполнением и приемкой работ по капитальному ремонту, за целевым использованием средств фонда капитального ремонта дома.

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Что делать, если капитальный ремонт крыши не терпит отлагательств, а по региональной программе капитального ремонта данные работы запланированы на 2032 год?

    Собственники МКД могут провести общее собрание по вопросу проведения срочного капитального ремонта крыши (обозначить перечень необходимых работ), и направить протокол общего собрания в орган местного самоуправления для рассмотрения данного вопроса на комиссии по определению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

     

    Если фонд капитального ремонта формируется на счете Регионального оператора, Региональный оператор может использовать на возвратной основе средства других домов, собственники которых также формируют фонд на счете Регионального оператора, для финансирования капитального ремонта дома, которому, по результатам технической оценки, ремонт необходим в первоочередном порядке.

     

    Если же фонд капитального ремонта формируется на специальном счете МКД, то собственники, при проведении капитального ремонта общего имущества МКД, могут рассчитывать исключительно на накопленные или собранные ими средства, либо воспользоваться денежными средствами кредитных организаций. 

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Какими полномочиями обладают органы государственного жилищного надзора при выявлении фактов незаконного размещения внешних блоков (конденсаторов) холодильного оборудования, кондиционеров и сплит-систем магазинов на фасадах МКД?

    Необходимо организовать мероприятия по региональному жилищному надзору. В адрес управляющей домом организации необходимо направить письмо о необходимости инициации общего собрания собственников помещений с включением в повестку дня вопроса приведения фасада многоквартирного дома в соответствии с архитектурным решением и паспортом фасада здания.  

     

    Часть 1 статьи 161 ЖК РФ: "Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами".

    Пункт 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491: "Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ". 

    Часть 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.

    Пункт 3.5.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №70: "Организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения".

    В соответствии с подпунктом "В" п. 2 Правил содержания общего имущества в МКД, твержденных Постановлением РФ от 13.08.2006 г. №491 фасад многоквартирного дома, как ограждающая несущая конструкция, обслуживающая более одного помещения в доме, относится к общей долевой собственности собственников многоквартирного дома.

    Вывод: для размещения внешнего блока (конденсатора) холодильного оборудования, сплит-системы, кондиционера на фасаде МКД собственнику, по смыслу статей 247 ГК РФ, статьи 36, статьи 44 ЖК РФ необходимо получить согласие прочих собственников помещения в многоквартирном доме, выраженное в форме соответствующего решения их общего собрания.

     
  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Какими полномочиями наделена жилищная инспекция в части контроля за капитальным ремонтом в многоквартирных домах?

    Полномочия жилищной инспекции в части контроля за капитальным ремонтом в многоквартирных домах определены статьей 20 Жилищного кодекса РФ, Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, Положением о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 09.09.2013 № 799, постановлением правительства Воронежской области от 27.02.2014 № 169 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств", административным регламентом по исполнению государственной функции "Осуществление регионального государственного жилищного надзора", утвержденным приказом Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 14.05.2014  № 13.

     

    Предметом контроля данного отдела является соблюдение некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области» (далее – региональный оператор) и владельцами специальных счетов обязательных требований жилищного законодательства при реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

     

    Согласно вышеуказанных нормативно-правовых актов жилищной инспекцией ведется реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений многоквартирного дома способа формирования фонда капитального ремонта и  реестр специальных счетов.

     

    Кроме аналитической работы в отношении сведений,
    предоставляемых владельцами спецсчетов в случае, если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт
    составляет менее 50 % от представленных к оплате счетов, инспекцией ведется работа по уведомлению владельцев спецсчетов о необходимости погашения такой задолженности в установленный Жилищным кодексом РФ срок.

     

    Также на основании обращений граждан и юридический лиц инспекцией проводятся внеплановые выездные и документарные проверки в отношении регионального оператора на предмет соблюдении им обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта, целевого расходования денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств, а также качества проводимых работ по капитальному ремонту общего имущества, соблюдения сроков проведения работ.

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Мой дом включен в программу сноса аварийного жилья. Почему мне выставляют квитанцию на оплату взносов на капитальный ремонт?

    Муниципальные адресные программы по сносу и реконструкции ветхого многоквартирного жилищного фонда включают в себя как аварийные, так и ветхие дома. В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса РФ в региональную программу капитального ремонта включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории региона, за исключением признанных в установленном порядке аварийными. Правовых оснований для исключения из региональной программы капитального ремонта домов, признанных ветхими, не предусмотрено. 

     

    В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. 

     

    Согласно статьи 184 Жилищного кодекса РФ в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта, сформированного собственниками помещений в данном доме, на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

     

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Должны ли быть проинформированы наниматели и собственники помещений МКД об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

    Наниматели и собственники помещений МКД должны ли быть проинформированы об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

     

    Часть 13 статьи 155 ЖК РФ: "Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления".

     
  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Может ли управляющая организация быть инициатором общего собрания собственников помещений в МКД?

    Управляющая организация может быть инициатором общего собрания собственников помещений в МКД. 

     

    Часть 7 статьи 45 ЖК РФ: "Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме". 

     
  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Правомерно ли взимание платы за обслуживание домофонного оборудования управляющей домом организацией, при одновременном выставлении квитанций управляющей компанией и индивидуальным предпринимателем (специализированной организацией)?

    При рассмотрении вопроса оплаты услуги по содержанию домофонного оборудования инспекция руководствуется разъяснениями, содержащимися в письмах Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.04.2016 № 10686- АТ/04, Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.04.2011 № 8055-14/ИБ-ОГ, согласно которым домофон, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения, полностью соответствует признакам общего имущества многоквартирного дома; заключение договоров непосредственно между жильцами и специализированными организациями (индивидуальными предпринимателями) на обслуживание общего имущества (домофонов) без проведения по этому вопросу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома незаконно. В этой связи правомерным является взимание платы за обслуживание домофонного оборудования управляющей домом организацией.

  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Из чего состоит общее имущество многоквартирного дома?

    В состав общего имущества многоквартирного дома входят:

     

    1. помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и нежилого помещения в этом многоквартирном доме (помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

     

    2. крыши;

     

    3. ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

     

    4. ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

     

     

    5. механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и нежилого помещения;

     

    6. земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

     

    7. иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

     
  • ВОПРОС-ОТВЕТ: Когда необходимо осуществлять замену и поверку индивидуального прибора учета?

    Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя содержания жилого помещения несет его собственник, который обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии.

     

    В соответствии с частью 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 №261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

     

    Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

     

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, которыми в том числе установлены правила организации учета электрической энергии на розничных рынках (раздел 10).

     

    Пунктом 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии установлено, что для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

     

    В случае, если в жилом помещении используется прибор учета классом точности 2,5, указанное не соответствует требованиям пункта 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

     

    В соответствии с ГОСТ 6570-96 с 01.07.1997 запрещен выпуск приборов учета электрической энергии класса точности 2,5. Решением НТК Госстандарта России по метрологии и измерительной технике от 01.06.1999 и от 12.09.2000 (протокол N 12) указанные приборы не подлежат поверке и должны быть последовательно заменены приборами учета электрической энергии класса точности 2,0. При этом, переход на измерение электроэнергии приборами учета электрической энергии класса 2,0 осуществляется постепенно, только по истечении срока проверки межповерочного интервала прибора учета электрической энергии либо в результате его отказа. Следовательно, по истечении межповерочного интервала такой прибор необходимо заменить.

     

    В отсутствие указанного выше условия (истечение срока государственной поверки), технической неисправности (поврежден корпус, не вращается диск, не переключаются цифры счетного механизма или имеются механические повреждения корпуса, отсутствие пломбы), необходимость замены прибора учета электрической энергии отсутствует.